Меню KDT
logo.png?_=1713786141

"Сырдарьинский аграрно - технический колледж" коммунальное государственное казенное предприятие

ПОСТУПИТЬ

Научно-методическая работа

Научно-методическая работа в среднем профессиональном образовательном учреждении

 

Аннотация статьи. В специальной литературе описаны разнообразные формы и методы методической работы в средне – профессиональных образовательных учреждениях. Но, не смотря на это, в нашей повседневной жизни методическая работа все чаще включает в себя научно – методическую работу в СПО.

Ключевые слова: методическая работа, научно-методическая работа, цель научно-методической работы, содержание научно-методической работы, субъекты научно-методической работы.

 

В нашем постоянно меняющемся мире, в любой сфере нашей жизни, появляются новые идеи, взгляды, модели. Рассмотрим более подробно сферу «Образования». В данном виде деятельности могут появляться новые педагогические технологии, педагогические инновации. Но каждое нововведение требует подробного, длительного изучения, а так же возможно наличие целенаправленной научно – исследовательской деятельности. Для успешной реализации какой – либо инновации, с целью развития образовательного учреждения требуется:

  1. Разработка программы инновационной деятельности для освоения и закрепления данного нововведения;
  2. Разработать план действия, а так же проанализировать все риски связанные с инновацией;
  3. Внедрить данное нововведение  в средне – профессиональное образовательное учреждение;
  4. Осуществить подготовку педагогических кадров;
  5. Провести анализ внедрения инновации.

В связи с развалом СССР, вначале 1990-х, начали появляться новые образовательные учреждения, которые были именованы - колледжи. В таких учебных заведениях стала появляться новая должность, которая была названа «заместитель директора по научно - методической работе». В современном мире педагоги разных образовательных учреждений убеждены, что занятия наукой являются производственной необходимостью. Учреждения высшего и средне - специального образования – открыли свои двери новым педагогическим инновациям. Мы должны ответить, что все не так гладко и существуют определенные трудности, внедрения инноваций, но, не смотря на это, наука и практика находятся в поиске абсолютно новых форм для сотрудничества, механизмов функционирования целых систем СПО, ВУЗ, а так же объединение целей.

Научно – методическая работа – это не просто модная тенденция развития средне - специального учреждения, а является средством развития всего педагогического процесса в целом.

Ранее образовательные учреждения осуществляли лишь методическую работу, но впоследствии появились новые виды деятельности, такие как: учебно – методическая, научно – методическая, организационно - методическая работа. В специальной литературе описано множество факторов первого вида деятельности, такой как методическая работа,  он изучен со всех сторон. В данной статье мы сделаем акцент на одном из видов данного вида деятельности, таком как научно – методическая работа. «В настоящее время в условиях модернизации образования происходит пересмотр концепций совершенствования методической работы и перевод её на качественно новый уровень – научно – методический – с изменением понимания её сущности, основного назначения, обновления решаемых её задач, изменения соответствующих требований к её организации и осуществлению научно – исследовательской деятельности в условиях образовательного учреждения.» [3]

Между видами методической работы существует ряд отличий, следовательно, возникает вопрос: «В чем же разница между методической работой и научно - методической?». Ниже приведена сопоставительная таблица, в которой все наглядно представлено:

Сравнительная характеристика отличительных признаков научно – методической и методической работы

Параметр сравнения

Научно – методическая работа (НМР)

Методическая работа (МР)

Определение

НМР – направлена на развитие учебно - воспитательной деятельности СПО, с помощью соединение как методического направления работы, так и научно - исследовательского.

Это сложный процесс взаимодействия между практической частью и теоретической частью педагогической науки. С помощью этого синтеза, получается создать новые инновационные технологии. Процесс обучения станет высокоэффективными и современным, если будут появляться новинки в сфере образования, помогут сделать процесс обучения.[2]

 МР – это целостная, основанная на достижениях науки, на конкретном анализе учебно – воспитательного процесса, система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всесторонне повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, и, конечном счёте, - на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных школьников [6]

Содержание

Занимается разработкой новых методов обучения и воспитания студентов.

Научно - исследовательская деятельность повышает мотивацию учителей к саморазвитию.

Реализация инновационных разработок, которое придумали преподаватели данного учебного заведения.  

Помощь в организации научно – исследовательской деятельности студентов .

Занимается изучением и формулировкой старых, а так же новых методов для выполнения воспитывающей и обучающей функции.

Повышение уровня методической подготовки педагогического коллектива.

Опытные педагоги распространяют передовой опыт более молодым специалистам 

Формы

Проведения мастер – классов, семинаров, среди коллег учебного заведения.

Составление авторских программ, для дальнейшей реализации в процессе обучения

Вся деятельность колледжа направлена на осуществления работы с помощью методических объединений.

В некоторых учебных заведениях возможно создание экспертных комиссий

Результат

Каждый педагог стремится к своему профессиональному совершенствованию, пытается выполнять опытно – экспериментальную деятельность, выпускать продукты образовательной деятельности.

Появляются новые педагогические технологии, потому что преподаватели стараются придумать что-то свое.

В результате опытно – экспериментальной работы появляются новые теоретические и практические положения, выводы, которые в дальнейшем находят свое применение в педагогической деятельности.

Опытные педагоги передают свой опыт более молодым специалистам, дают рекомендации по работе со студентами.

Поддержания того уровня образования, что был при более взрослом поколении педагогов.

 

Продукт

Появление нового научно – теоретического методического обеспечения каждого ВУЗа, СПО, для помощи в педагогической деятельности

Появление самых элементарных рекомендаций к уже существующим методическим пособиям

 

        Обратите внимание отличий между методической и научно – методической работой больше чем можно подумать на первый взгляд. Но самым главным отличаем, является то, что научно – методическая работа  - это развития профессионально – личностных качеств педагога. Как мы можем отметить, что саморазвитие личности преподавателя должно выходить на первый план, так как это будет главным фактором для развития творческого потенциала личности учителя. Творческий потенциал необходим для того чтобы находить неординарные пути решения проблем в профессиональной сфере деятельности, а так же проблем личного характера.

        Научно - методическую работу в СПО можно рассматривать как единую систему отдельных компонентов, которые непосредственно связанны между собой. Все эти компоненты  должны помогать в самосовершенствовании педагогического коллектива, а так же саморазвитии каждого отдельно взятого педагога. Чтобы подготовить современного специалиста существует необходимость развивать профессиональные и личностные качества в целом. Каждая образовательной организации, вправе самостоятельно выбрать какими способами будет действовать на коллектив. Приоритетные задачи могут быть:

  1. У каждого преподавателя может быть свой индивидуальный стиль в профессиональной деятельности;
  2. Педагог в праве самостоятельно выбирать, как ему преподносить новый материал для будущих специалистов;
  3. Различный подход к педагогу, с учетом особенностей личности (возраст, опыт, педагогические компетентности)
  4. Дать преподавателям шанс проявить себя в научно – исследовательской деятельности. [4]

Мы привели множество аргументов, чтобы самостоятельно выбрать, что является целью НМР. У каждой цели научно – методической работы должно быть соответствующее содержание, а так же объект и субъект исследования.

Научно - методическая работа

Цель

Объект

Субъект

Содержание

1

Усовершенствование образовательного процесса, создание условий для эффективного использования инноваций в развитии образовательного процесса

Инновационость образовательного процесса

Информационный центр (где применяются инновационные технологии)

Научно-методический совет

Развитие внешних связей. (связи СПО – ВУЗ, СПО – научно-исследовательские центры)

Проверка образовательного процесса на качество и эффективности применяемых инновационных технологий

2

Качественная подготовка выпускников, специалистов по профилю в соответствии с предъявляемыми требованиями

Высокопрофессиональная подготовка выпускников

Психологическая служба для помощи студентов и преподавателей

Группа качества

Организация психолого-педагогической поддержки студентов и преподавателей СПО

Разработка требования предъявляемых выпускникам колледжа

Диагностика и мониторинг качество обучения

3

Повышения уровня профессиональных компетенций педагогических работников колледжа

Эффективная деятельность преподавателей и руководителей структурных подразделений

Методические объединения (МО)

Предметные комиссии

Школы педагогического мастерства

Обеспечение непрерывности профессионального обучения специалистов (преподавателей)

Развивать мотивационную сферу для осуществления разных видов деятельности

Проводить мониторинг и анализ деятельности каждого педагога

4

Учебно – методическое обеспечение содержания образования, комплексное научное обеспечение

Качество научно – методического комплекса

Научно – методический совет

Индивидуальная творческая работа учителей

Создание базы методического обеспечения

Обновление и апробация новых учебников, разработка авторских программ дисциплин, элективных курсов

 

        После всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что успех научно – методической работы можно определить с помощью двух условий.

        Первое условие: среднее профессиональное учебное заведение  должно иметь необходимую нормативно – организационную базу. Например: договоры о сотрудничестве с высшими учебными заведениями, договоры о сотрудничестве с научно – методическими центрами, положение о научно – исследовательской работе и др.

        Второе условие: создать организационную структуру колледжа, определиться с содержанием и полномочиям деятельности каждой подструктуры. Помимо самих структур необходимо чтобы появились органы, которые будут осуществлять контроль, определять права и ответственности за каждым подразделением. Примеры подразделений: экспертная комиссия техникума, студенческое научное общество, создание кафедр, лабораторий и др.

 

Список литературы

1. Амренова М. М. Обновление деятельности методической службы в условиях развития образовательного учреждения// СПО. – 2006. - № 4.

2. Антошкина С. Д. Освоение современных образовательных технологий – основное направление методической работы// СПО. Спецвыпуск. – 2008. № 2

3. Аргунова Т. Г. Планирование и организация методической работы в учебных заведениях среднего профессионального образования. – М., 2013

4 Деев Е. Е. Содержание, структура и организация методической работы в колледже. М., 2014

5. Денисова Л. Н., Медведев В. П. Методическая служба колледжа : цели, задачи, формы работы.// СПО. – Приложение. – 2004. - № 3

6. Поташник М. М. Инновационные школы: становление и работа – М., 2001